Советы учителя-дефектолога

 

С самого рождения ребёнок воспринимает речь близких ему людей: мамы, папы, бабушки, дедушки. Речь родственников является эталоном для речи ребёнка. В семье у ребёнка появляются первые звуки, слова, фразы. Родители, ориентируясь на специальную литературу, должны следить, чтобы речь ребёнка на разных возрастных этапах соответствовала норме. Если же взрослые наблюдают те или иные проблемы в развитии речи ребёнка, необходимо своевременно обращаться за помощью к специалистам. Родители могут получить консультацию по вопросам развития речи у учителя-дефектолога дошкольного учреждения или у логопеда поликлиники по месту жительства.

Если ребёнок посещает специальные коррекционные занятия учителя- дефектолога (логопеда) родители должны своевременно и добросовестно выполнять все рекомендации педагога. В противном случае добиться положительного результата будет сложно, а в некоторых случаях и невозможно.

Для того чтобы сформировать у ребёнка красивую и правильную речь, необходимо как можно больше общаться в семье. Нужно терпеливо отвечать на все вопросы ребёнка, объяснять непонятное. Речь взрослого должна быть: эмоционально окрашена, чёткая, неторопливая.    

Взрослые должны заранее продумывать свои высказывания и правильно строить все предложения в речи. Важно соблюдать в устной речи все нормы грамматики и следить за логической последовательностью высказывания. Нужно помнить, что дети копируют речь родителей.

Исправлять ошибки детей нужно в ненавязчивой, негрубой форме. Нельзя требовать воспроизводить те звуки, которые отсутствуют в речи ребёнка. 

         

 

    Артикуляционная гимнастика — это комплекс специальных упражнений, направленных  на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности  движений органов, участвующих в речевом процессе.
ПРИЧИНЫ, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
НАДО ПОМНИТЬ, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
РЕКОМЕНДАЦИИ к проведению упражнений:
- Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?
- Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
- Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.
- Для маленьких детей занятия артикуляционной гимнастикой — серьёзная работа, какими бы легкими ни казались эти упражнения для вас. Чтобы ребёнок не отвлекался и не уставал, превратите эту работу в весёлую игру.

- Занимаясь с ребенком 3-4 летнего возраста, следите, чтобы ребенок усвоил основные движения.

- К ребенку 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.

- В 6-7 лет ребенок выполняет упражнения в быстром темпе и умеет удерживать положение языка некоторое время без изменений.
 

ПОМНИТЕ! Артикуляционная гимнастика только подготовит речевой аппарат вашего ребёнка к правильному произношению, но не сможет заменить собой специалиста - логопеда.

});