С самого рождения ребёнок воспринимает речь близких ему людей: мамы, папы, бабушки, дедушки. Речь родственников является эталоном для речи ребёнка. В семье у ребёнка появляются первые звуки, слова, фразы. Родители, ориентируясь на специальную литературу, должны следить, чтобы речь ребёнка на разных возрастных этапах соответствовала норме. Если же взрослые наблюдают те или иные проблемы в развитии речи ребёнка, необходимо своевременно обращаться за помощью к специалистам. Родители могут получить консультацию по вопросам развития речи у учителя-дефектолога дошкольного учреждения или у логопеда поликлиники по месту жительства.
Если ребёнок посещает специальные коррекционные занятия учителя- дефектолога (логопеда) родители должны своевременно и добросовестно выполнять все рекомендации педагога. В противном случае добиться положительного результата будет сложно, а в некоторых случаях и невозможно.
Для того чтобы сформировать у ребёнка красивую и правильную речь, необходимо как можно больше общаться в семье. Нужно терпеливо отвечать на все вопросы ребёнка, объяснять непонятное. Речь взрослого должна быть: эмоционально окрашена, чёткая, неторопливая.
Взрослые должны заранее продумывать свои высказывания и правильно строить все предложения в речи. Важно соблюдать в устной речи все нормы грамматики и следить за логической последовательностью высказывания. Нужно помнить, что дети копируют речь родителей.
Исправлять ошибки детей нужно в ненавязчивой, негрубой форме. Нельзя требовать воспроизводить те звуки, которые отсутствуют в речи ребёнка.